понедельник, 13 августа 2012 г.


Ранее я уже писал, что основным занятием последних десяти лет моей жизни было развитие бизнеса, и как часть развития бизнеса – работа с персоналом, а именно: подбор, обучение, развитие, аттестация, мотивация и всё что касается «человеческой» составляющей бизнеса. И вот, на прошлой неделе, мне довелось пообщаться с несколькими своими хорошими друзьями, которые занимаются  тренерской работой и только ей. Общение, безусловно, выходило за рамки профессиональных тем (время года и температура воздуха особенно располагают), однако мысли о развитии и реализации потенциала всё равно возвращали меня к поиску схожих моментов в работе (в основном трудностей и препятствий) и способов эффективной работы с ними.
В картине мира многих украинских собственников и ТОП-менеджеров бизнес-тренеры и консультанты представляются эдакими монстрами-дармоедами, которые ничего не делают, подкованы исключительно по теоретической части, не смыслят ровным счётом ничего в бизнесе,  одним словом «болтуны».  Отчасти, конечно, виноваты и сами тренера-одиночки, и консультанты, пришедшие на данный рынок от «безысходности», и не понимающие ценности услуг и ответственности перед заказчиком. Имея низкий (или недостаточный) уровень квалификации в решении нестандартных задач, они рвутся в верхние сегменты консалтингового рынка, при этом сами имеют точку зрения схожую с приведенной выше, и воплощают данный образ в действительности, чем и ставят рынок «на колени».  Профессионала в консалтинге и в тренерской работе должны в первую очередь отличать такие  принципы как: ответственность, «погружение» в бизнес заказчика в деталях, ориентация на интересы заказчика, заинтересованность в результате бизнеса заказчика. Если что-то из этого отсутствует, стоит задуматься «а принесёт ли пользу бизнесу привлечение такого тренера (или консультанта)?»
Но меньше «виноваты» и заказчики тренинговых или консалтинговых услуг. Их «вина» заключается в экономии (возможно от непонимания) на таких важных этапах как «Диагностика»; «Предварительная аттестация персонала»; «Сопровождение внедрения» (в консалтинге); «Посттренинговая аттестация». Эти этапы либо снимаются заказчиком для понижения стоимости проекта, либо оплачивается меньшее количество часов, либо выбор падает на тех, кто проводит диагностику и аттестацию бесплатно. Бесплатная (читай некачественная и поверхностная) диагностика не служит интересам заказчика, это лишь повод продать проект, скорее всего готовое решение, которое во время «диагностики» будет «натянуто» на  бизнес заказчика!!!
Господа! Любой консалтинговый проект должен состоять, прежде всего, из следующих стадий:
1.    Консультационная сессия  в режиме интервью (проводится бесплатно, с целью определения намерений в дальнейшем сотрудничестве).
2.    Диагностика или аттестация (водный этап, для выявления «узких мест» и потребности в корректировке бизнеса, либо дефицита знаний при обучении персонала).
3.    Разработка проекта либо обучающей программы (в случае с тренингами, возможна адаптация готовой программы под потребности заказчика).
4.    Согласование и утверждение проекта (программы).
5.    Проведение проекта (обучения).
6.    Сопровождение проекта, либо посттренинговая аттестация сотрудников (на протяжении 2-х месяцев).

В качестве подтверждения приведу один пример из практики одного своего друга (имён и названий не называю по понятным причинам). Получив заказ на проведение обучения из нескольких тренингов, мой друг отправился на встречу с собственником. Встреча прошла позитивно, достигли договорённостей, друг другу понравились. Во время встречи собственник настаивал на необходимости повысить мотивацию сотрудников: «мол, ходят они как мухи сонные, результатов ноль, расслабились…и т.д.». От первичной аттестации собственник отказался, встречу с отделом продаж и руководителем отдела продаж тоже организовывать не счёл целесообразным, аргументировав так: «Ситуация типовая, нечего тратить время, надо быстрее проводить!!! Деньги не спят!!!» В ближайший свободный период мой друг провёл первый тренинг (как выяснилось позднее и последний) для заказчика. Во время тренинга взорвал мотивацию людей на достижение результатов в работе и в личной жизни, на достижение благосостояния и повышения своего личностного и профессионального уровня. Собственник, присутствовавший, время от времени на тренинге не скрывал своего восторга и уже планировал, мероприятия на будущее с моим другом и рекомендовал его своим знакомым, потирая ладони от удовольствия. После тренинга назначили встречу для подведения итогов тренинга и результатов торговой команды. Но  самое интересное дальше!
Не прошло и двух недель, раздался телефонный звонок: «Алло! Я бы хотел Вас видеть у себя в офисе, сегодня в 12:00. Дело срочное не требует отлагательств! Я жду Вас в полдень!!!» Ошарашенный таким напором, мой друг раздумывал – поддаваться или нет такой настойчивости своего заказчика.… Через 5 минут решил, что стоит «потушить пожар» не зависимо от причины возгорания, и выехал на встречу, изменив время на 12:30 по телефону.
Войдя в офис заказчика, он тут же почувствовал витающее в воздухе напряжение и подозрительную тишину. «Наверное все получили «на орехи» подумал мой друг, и направился  к кабинету собственника. Энергично распахнул дверь, он был ошарашен выражением лица человека, который совсем недавно был более чем доволен положением своих дел и качеством обучения. Это была громовая туча.
- Приветствую вас; начал тренер
- Присаживайся; оппонент указал на кресло напротив.
- Чем могу быть…
- Да что ты вообще себе позволяешь? Ты отдаёшь себе отчёт в том, что ты делаешь?!?!?!; перебил тот не дав закончить фразу до конца. – У меня четыре человека уходят!!! И всё после тренинга!!! Знаешь что они мне говорят? «У меня после тренинга появилось «второе дыхание» и я чувствую в себе силы создать собственный бизнес, хочу работать сам на себя.»
- Позвольте, а причём тут тренинг? Вы были довольны и дали высокую оценку моей работе,  и отметили позитивные изменения в динамике сотрудников.
- А теперь я недоволен! И Всё ты, со своим обучением!!!
Диалог продолжался минут 20, после чего заказчик отказался от всех запланированных проектов, высказал сожаление о расходах на обучение, сказал пару колких словечек в адрес профессии «бизнес-тренер» и на этом разошлись. По собственной инициативе мой друг встретился с сотрудниками, о которых шла речь во время встречи. Выявив причину, он написал отчёт о своём общении с ними, для заказчика и направил его по электронной почте. В нём он указал действительные причины ухода сотрудников и «прописал» способы удержания для каждой персоны отдельно. Это был профессиональный долг перед заказчиком, пусть уже и бывшим. Двоих из четырёх удалось удержать на рабочих местах и выбить «глупые» мысли о бизнесе из их голов.
В чём же была истинная причина ухода сотрудников? Всё достаточно банально. Собственник  настаивал на повышении мотивации, и она была повышена и притом многократно, но при отсутствии диагностики и первичной аттестации, не удалось выявить низкую лояльность сотрудников к компании, равно как и уровень зрелости сотрудников, который  определялся уже во время тренинга. Получив Мотивирующий «толчок» вперёд, наиболее амбициозные сотрудники, вектор которых не был сонаправлен с вектором организации решили использовать мотивацию на достижения в личных целях. Ушедшие сотрудники действительно создали бизнес (совместный, кстати сказать) и были заняты в нём, насколько успешно – покажет время.
Вопрос о том кто был «виновен» в уходе двух ценных сотрудников оставляю открытым, прошу высказываться всех неравнодушных к этой теме в комментариях.
P.S. Собственников и ТОП- менеджеров хочу попросить: «Любите свой бизнес, не экономьте «на скрепках», это может обернуться большими тратами. Выбирайте для себя профессионалов, а не то, что дешевле».
А Вам уважаемые коллеги консультанты и тренера желаю никогда не сталкиваться с подобными коллизиями и быть дальновиднее, чем мой друг. Будьте ответственны за результат своей работы и за результат бизнеса заказчика, глубоко интересуйтесь бизнесом заказчика, ориентируйтесь не на то, что у вас есть и то, что вы уже знаете, дайте заказчика, то что нужно именно ему. И благодарные клиенты воздадут Вам рекомендациями, похвалами и повторными обращениями.

Удачи всем и ошеломительных результатов в бизнесе!!!

2 комментария:

  1. Экономия мать нищеты... И духовной, и управленческой, и финансовой. Поучительная история

    ОтветитьУдалить
  2. Однако и тренер перестарался с "поджиганием". Это всё равно, как продать, не выявив потребности. Такая продажа единоразовая

    ОтветитьУдалить